Print

Проекты еврейской государственности в Восточной Европе

Опубликовано в Российские новости

Владимир Дергачев

 

еврейская символикаВ двадцатом столетии было несколько проектов создания еврейской автономии  и союзной республики  на территории Советского Союза. Первый из них появился у большевистских вождей-евреев еще в период Гражданской войны. К 1917 году на территории Российской империи проживало 5 млн. евреев или больше половины всей мировой еврейской диаспоры.


После окончания Гражданской войны, сопровождаемой еврейскими погромами, советские евреи оказались в трудном положении, их хозяйства оказались неприспособленными к государственной экономике. Примерно из 3 млн. евреев СССР большинство (1,8 млн. человек)  приходилось на кустарей, мелких торговцев и лиц без определенных занятий. Развитие государственной и кооперативной промышленности стало разорять местечковых еврейских ремесленников и мелких торговцев. Среди еврейского населения отмечался высокий уровень безработицы. Возникла идея занять евреев сельскохозяйственным трудом.  Но наряду с этой распространенной в советской историографии версией, была и другая, более весомая причина.

 


Евреи приняли активное участие в Октябрьской революции и Гражданской войне.  Наряду с экспортом революции в Европу и на Восток  коммунистические вожди-евреи  прагматично думали о геополитическом «призе» — новой земле обетованной. Они приняли самое непосредственное (руководящее) участие  в расказачивании — массовом красном терроре и репрессиях против казачества. В январе 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) принимает секретную директиву,  положившую начало расказачивания. Эта директива подписана Председателем ВЦИК Яковом Свердловым (от рождения Ешуа-Соломон Мовшевич). В сентябре того же года  на совместном заседании Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б)  был утверждён «план»  расказачивания Льва Троцкого (при рождении Лейб Давидович Бронштейн) «Тезисы о работе на Дону».


Председатель Реввоенсовета  РСФСР Лев Троцкий с революционной яростью зачищал территорию бывшего Дикого поля и Дона от казаков (пограничников православия). Возможно, тогда родилась идея проекта Новой Хазарии (еврейского государства), которая сегодня активно обсуждается в печати.  


После Гражданской войны и образования Украинской Советской Социалистической Республики  начался процесс украинизации, сопровождаемый выдавливанием канонического православии, русского языка и культуры в советской Украине. Пик проведения первой украинизации пришелся на годы «голодомора». Украинизацию на Украине осуществляли преимущественно этнические украинцы  и евреи, их засилье  в верхних эшелонах власти было абсолютным. В 1925 г.  на должность Генерального секретаря ЦК КП(б)У Сталин назначил Лазаря Кагановича. Советский аппарат в республике был преимущественно еврейским, в 1923 г. удельный вес украинцев не превышал 35 %, а среди партийной номенклатуры их было еще меньше. В наркоматах 40% служащих были евреи, 37% - русские и 14 % - украинцы. В партии большевиков на Украине в 1924 году насчитывалось 45 % русских, 33 % украинцев и 14 % евреев1 . Большими тиражами издавались книги украинских  писателей. 88 % газет выходило на украинском языке, 79 % школ на Донбассе было украинскими. Как отмечал академик Владимир Вернадский, названный в самостийной  Украине самым великим гражданином двадцатого столетия: «На Укр<аине> украинскими шовинистами-самостийниками являются евреи, имеющие там огромное значение – но только в городах»2 . По мнению академика и Россия не была исключением: «Москва – местами Бердичев; сила еврейства ужасающая – а антисемитизм (и в коммун<истических> кругах растет неудержимо» (Берлин 14.06.1927)3. Вернадский охарактеризовал события 20-х годов как «дикую и возбуждающую» украинизацию. Выступал против массовой приватизации ученых званий и степеней мародерами от науки. После прихода к власти в 2005 года вождей «оранжевой революции», начался новый этап украинизации на фундаменте нацификации и русофобииВ этих целях широко использовался «голодомор» как инструмент информационной  войны против Российской Федерации и русского народа. 


***
После Гражданской войны в 1923 году Центральное бюро еврейских коммунистических секций при ЦК ВКП(б) (1918 - 1930), координировавшие работу партийных организаций районов концентрации еврейского населения,  подготовило  докладную записку в правительство о  целесообразности  еврейской земледельческой колонизации  северного Крыма и казачьих земель юга Украины и России4.


В 1924 г. Президиум ЦИК СССР принимает  решение  об образовании Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КомЗЕТ) и Общественный комитет по земельному устройству трудящихся евреев (ОЗЕТ). Был принято решение о переселении 500-600 тыс. евреев в Крым и на Дальний Восток (район Биробиджана). По договоренности с советской властью главным  источником финансирования программы переселения стала американская еврейская организация «Агро-Джойт»,  израсходовавшая на эти цели до 1938 года $30 млн.5


В 1927 году на Дальний Восток снаряжается  экспедиция Комитета по земельному устройству евреев-трудящихся. В связи с безработицей и отсутствием свободных мест для обработки  земли на западе страны  планировалось  переселить  60 тысяч  человек. В организованную Еврейскую автономную область в действительности  прибыло 18 тысяч,  из них 11 тысяч вернулось обратно, так как большинство евреев  составляли мелкие  торговцы и ремесленники, которые с ликвидацией безработицы смогли трудоустроиться в западных районах.

Постановление ЦК ВКП (б) от 18 марта 1926 года предусматривало создании «автономной еврейской единицы» в Крыму. Идея еврейской колонизации Крыма получила поддержку  Москвы и противодействие правительства Крымской АССР. Татарские руководители Крыма мотивировали свои действия возникшей необходимостью  забронировать свободные земли для татар-эмигрантов из Болгарии и Румынии (около 400 тыс.), пожелавших вернуться на родину. А также необходимость восстановления справедливости. План переселения в Крым евреев вызвал недовольство и у местного русского населения. Особенно обострилась  этнонациональная обстановка из-за земельного вопроса, имели случаи погромов еврейских поселений. Новая экономическая политика (НЭП) создала предпосылки для занятости еврейского населения в крупных городах. 

В 1928 году Крым наряду с Дальним Востоком  стал основной базой еврейского переселения. Несмотря на то, что в дальнейшем из Крыма было выселено  до 30 тыс. раскулаченных крестьян, земли не хватало даже для местных крымских татар. За противодействие в заселении Крыма евреями Кремль ответил репрессиями в отношении местных татарских лидеров и ограничился созданием  двух еврейских и двух немецких национальных районов. К 1941 году число евреев в Крыму увеличилось до 70 тысяч, из них в сельской местности проживало всего лишь 17 тысяч человек. Был образован еврейский национальный Фрайдорфский район и несколько десятков национальных сельсоветов, издавалась еврейская газета на идиш. Евреев ориентировали на занятие земледелием, включая производство виноградного спирта для снабжения крымских винзаводов. Однако большинство переселенцев было неприспособленно к сельскому труду, и осело в крымских городах. Дальнейшие планы по формированию еврейской национальной государственности были прерваны войной.  


2.jpg


После оккупации Крыма вермахтом немецкая пропаганда акцентировала  внимание крымских татар на политику Кремля, отобравшего для еврейских переселенцев плодородные крымские земли, а за продажу Крыма евреям Сталин получил диктаторские полномочия в советской России. Об этом писала выходящая в 1942-44 гг. на крымско-татарском языке газета «Азат Крым»6 . 

Во время Второй мировой войны  в Советском Союзе была реанимирована  идея создания  еврейской автономии на всей территории полуострова в обмен на американскую  финансовую помощь в восстановлении разрушенной войной советской экономики. Этому способствовала ликвидация Крымской ССР и принудительная депортация крымских татар, немцев, армян, болгар и греков. 


Создание Еврейской Советской Социалистической Республики  в Крыму  было исключительно выгодно для реализации США военно-стратегических и геополитических задач в Евразии. Этот проект рассматривался как непременное условие выплаты долга по ленд-лизу, как ключевое условие распространения «плана Маршалла» на Советский Союз. Американцы предложили  инвестировать в экономику Крыма фантастический капитал в $10 млрд. При условии, что в новую союзную республику могли бы переселяться евреи со всего мира, а Крым будет объявлен демилитаризованной  зоной. А по неподверженной информации черноморский флот должен перебазироваться из Севастополя в Одессу или на Черноморское побережье Кавказа7 . Проект обсуждался в июне 1944 г. во время встречи американского посла Аверелла Гарримана со Сталиным и Молотовым. Американцы предложили на пост лидера будущей еврейской республики Соломона Михоэлса (1890 – 1948), возглавлявшего во время войны Еврейский антифашистский комитет (ЕАК).


Крест на Проекте был поставлен 30 июня 1945 года, когда Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о преобразовании  Крымской АССР в Крымскую область РСФСР.


Руководители антифашистского  еврейского комитета (АЕК), претендующие на руководящие должности в Еврейской ССР (С.М. Михоэлс и др.), были уничтожены или репрессированы. Важной причиной послужило то обстоятельство, что руководители  АЕК начали делить должности в руководстве будущей союзной республики. Как известно, государственник Сталин выступал последовательно против союзного устройства государства и пресекал любые попытки национального самоопределения в границах Советского Союза. Как известно, за попытки усилить роль Российской Федерации были расстреляны  ленинградские партийные деятели. 

 

В дальнейшем Москва выступила в поддержку образования еврейского государства  на Ближнем Востоке и позиция Советского Союза в ООН  в1948 году предрешила создание государства Израиль. 

Еврейская диаспора в поисках земель обетованных

Владимир Дергачев

 

звездаЕврейский народ уже более двух тысячелетий проживает  преимущественно в диаспоре и накопил  бесценный опыт культурного диалога на рубежах цивилизаций. Во второй половине ХХ века около 60% еврейского народа было сосредоточено на западных и восточных рубежах христианского мира, из них в  США и России, соответственно, 55 и 20%. В конце двадцатого столетия  эти еврейские общины сошлись на исторической родине. Государство Израиль аккумулирует  часть еврейской диаспоры, особенно капитал американской  и интеллект, высокий уровень образования  российских мигрантов. Численность русскоязычной  еврейской общины  в Израиле, особенно из России и Украины, достигла одного миллиона человек, что составляет 15 % населения страны. Израиль стал единственным постиндустриальным форпостом на социокультурных рубежах Ближнего Востока.


Современная численность евреев в мире оценивается  в 14 млн. человек.  В Израиле проживает 6,2 млн. евреев, в Соединённых Штатах Америки  - 5,4 млн., во  Франции - 478 тыс., в Канаде - 380 тыс. и Великобритании - 290 тыс.  


Численность еврейского населения по национальности или вероисповеданию (иудеи) не совпадает. Евреи это этнически религиозная группа (иудеи). Если, например, иудей принимает православие, то перестает быть истинным евреем.


В Российской империи насчитывалось до 5 млн. евреев, а в Советском Союзе — 1378 тыс. (1989).  В настоящее время в России осталось  190 тыс. евреев. На Украине численность евреев сократилась за период 1989 - 2013 гг. с 487 тыс. до 72 тыс.1. В 2014 году из Украины в Израиль репатриировалось 5800 евреев и членов их семей, почти в три раза больше, чем в 2013 году.  Более половины репатриантов из Донбасса, где на территории непризнанных ДНР и ЛНР проживает около 10 тыс. евреев2, а в Крыму — примерно 5 тыс. Таким образом, на территории, контролируемой Киевом,  на начало 2015 года  проживает немногим более 50 тыс. евреев.


Среди европейских стран в 2014 году по числу  репатриантов-евреев лидировала Франция, которую покинуло 7 тыс. евреев.


***
Евреи — «изначальные» маргиналы для христианства и ислама. Так, например, в средневековом  Толедо в эпоху войн с маврами сложилась прославленная еврейская школа  переводчиков — трансляторов  диалога  арабского и западноевропейского миров. Мировые центры еврейской культуры располагались на рубежах цивилизаций (Иерусалим, Гранада, Кордова, Вена, Одесса, Варшава и Нью-Йорк).


Для еврейского народа характерны глубокая религиозность, культ семьи, корпоративность, чувства избранности — мировой роли мессианства. Знаменательно, что современный  социализм  был основан Карлом Марксом — представителем еврейского народа, страстно ждущего счастья, рая на земле. Отсюда  устремленность к «светлому будущему» и готовность объявить  войну и разрушить  все исторические и священные  традиции, проявление национальной и религиозной  нетерпимости  к другим народам. Отмечается  большая склонность  евреев к революционной деятельности и созданию  новых социальных институтов. С евреями связаны  происхождение христианства и социализма, они впервые ввели в философию позитивизм, а в торговле — вексель. Можно без преувеличения сказать, что в истории свободной торговли и ростовщичества  евреи часто были впереди  других. Как писал немецкий писатель еврейского происхождения Эмиль Людвиг (1881-1948): «Я хоть и не считаю евреев солью земли; но наверняка они являются перцем Европы». Утрата исторической родины  и ландшафтов месторазвития  отложило отпечаток на многоликий еврейский народ в диаспоре, где у многих поколений евреев  отчизна сконцентрировалась в микрокосмосе  семьи.


***
В Восточной Европе  отмечается  несколько волн еврейской  миграции. Еврейская диаспора впервые появилась в Хазарском каганате. Благодаря грамотности, евреи стали лидерами  местной модернизации, вскоре в их руках оказалась  дипломатия, образование и торговля. Евреи заняли ведущее место в транзитной торговле на Великом шелковом пути из Китая на Запад.


В Киевскую Русь евреи пришли из Хазарии и с  Запада. Чтобы уверенно опираться на дружину, киевским  князьям требовались немалые деньги. В этих целях князь Святополк пригласил из Германии евреев-ростовщиков. Уже в 1113 году, когда Святополк умер, в Киеве произошел еврейский погром. Киевляне расправились с еврейскими купцами, прибравшими к рукам торговлю рабами. Владимир Мономах, сохранив право на имущество, отказал евреям в праве на жительство. Евреи выехали на Запад. 


В 17 веке гонимые из Испании и Португалии евреи-ростовщики нашли приют в протестантской Голландии. Из Антверпена и Амстердама  они распространились в Германии и Австрии, других западноевропейских странах. Торговля стала престижным занятием евреев, тогда как традиционно местное население относилось отрицательно к коммерции. Нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек отмечал в этой связи, что антисемитизм и антикапитализм восходят  к одному корню.


Вернер Зомбарт  выбрал евреев в качестве носителей капиталистического духа, отмечая их такие качества, как ум, бережливость, рассудительность и стремление к деньгам. Вместе с другими оппонентами он справедливо отмечал, что не евреи сделали капитализм, а капитализм сделал предприимчивыми евреев.


В 14 веке  король Польши Казимир Великий в целях обеспечения  притока денежных средств пригласил евреев-ростовщиков. В польских поместьях евреи становились доверенными  лицами местных панов - факторами, выжимавшими деньги из крестьян-арендаторов. Не случайно среди требований  казаков при Богдане Хмельницком было убрать евреев с Украины.


До 70-х годов 18 века проживание евреев в России было запрещено. Евреи все же селились  неофициально в пограничье.  После  разделов  Екатериной II Речи Посполитой  в Российской империи  возник  «еврейский вопрос» и была введена «черта оседлости», первоначальными сторонниками которой были  преимущественно  мелкие российские купцы.


Как отмечал историк Владлен Сироткин, по своему уставу 1807 года  российский купец имел легальное право на ... запой (до месяца), трактуемый как «болезнь души». Пока  «бизнесмен» похмелялся, торговля  не стояла на месте, и еврейские купцы  захватывали рынок. В конце 19 века по мере развития финансово-монополистического капитала более половины купцов в первых двух гильдиях уже составляли  евреи (при 3% от населения страны). Затянувшееся похмелье русских купцов закончилось  завистью и погромами под лозунгом «Бей жидов, спасай Россию»3.


Крупная еврейская  эмиграция из Российской империи началась в царствовании Александра III,  когда прошли массовые  еврейские погромы в украинских губерниях. В результате с 1880 года до Первой мировой  войны Россию  покинуло три миллиона евреев. Большинство эмигрантов выехало в Америку и Европу, а около 40 тысяч переселилось в Южную Африку.


После  1917 года большевики осуществили  безуспешную попытку изменить образ жизни евреев. В 1927 году на Дальний Восток снаряжается  экспедиция Комитета по земельному устройству евреев-трудящихся. В связи с безработицей и отсутствием свободных мест для обработки  земли на западе страны  планировалось  переселить  60 тысяч  человек. В организованную Еврейскую автономную область в действительности  прибыло 18 тысяч,  из них 11 тысяч вернулось обратно, так как большинство евреев  составляли мелкие  торговцы и ремесленники, которые с ликвидацией безработицы смогли трудоустроиться в западных районах.


Евреи традиционно играли важную роль в модернизации  украинского общества, наряду с русскими и поляками. В пореформенное время в Российской империи  подавляющую часть  населения крупных городов составляли русские и евреи. Одесса  наряду с Веной стала одним из мировых центров еврейской культуры, польско-еврейским был Львов. После снятия ограничений на проживание многие местечки стали  исключительно еврейскими. В конце 19 века из 5,2 млн. евреев Российской империи на Украине  проживало более 2  млн. евреев, занимавшихся в основном  торговлей и ростовщичеством. С отменой крепостного права  модернизация украинского общества сопровождалась  нарастанием негативных тенденций, проявившихся  в общих  корнях антикапитализма и антисемитизма, в погромах 1881, 1903 - 1905,1919 гг.


В Восточной Европе сохранялась дифференциация евреев на культурно-рубежные  общности, среди которых выделялись русские евреи со своей судьбой и социокультурными ценностями и неукорененные  евреи  «на перепутье» с неустойчивой  маргинальной ориентацией. Именно они  после Октябрьской революции стали самыми левыми большевиками и украинскими шовинистами-самостийниками, а ныне сблизились с украинскими националистами и стали  вновь больше украинцами, чем сами украинцы.


Если в начале двадцатого столетия евреи были в первых рядах борцов за светлое коммунистическое будущее, то в настоящее время они — в  авангарде, выступающем за неолиберальную глобализацию. Европейский философ Карен Свасян так описывает роль евреев в современном мире: «Стать греком значило участвовать в греческой культуре, то есть, прежде всего, уметь говорить  и мыслить по-гречески. В сравнении с эти, стать евреем — сегодня, как и три тысячи лет назад, — значит стать некой «вещью в себе». Если греческая идентичность гарантируется культурой, то еврейская определяется единственно религией»4. Оттого есть русские, французские, испанские евреи, но нет еврейских русских, французов или испанцев. У еврея национальность и религия одно и то же.  Юдаизм (религия) есть тело, в котором иудейство (национальность) обитает как душа. Юдаизм, несмотря на свой подчеркнутый национальный характер, имеет значимость мировой религии и хочет относиться к миру, как дрожжи к тесту. «Иудейство, осознающее и формирующее себя в юдаизме, представляет собой некую сеть изоляторов в гетерогенных культурных пространствах.  Понятие гетто, которому после 1945 года принадлежит видное место в списке криминализированных понятий…, оказывается лишь исконным и прежде всего добровольным понятием еврейской оседлости, неким становищем еврейства в самой сердцевине чужого мира, в котором оно умудряется жить, не живя в нем»5.


Далее философ продолжает, что если инстинкт самосохранения у других народов осуществляется преимущественно через традицию, историю, нравы и обычаи, то еврейский инстинкт самосохранения не обнаруживает не малейшей тоски по прошлому, но всегда соотнесен с настоящим. Отсюда особенности еврейского чуда: где я, там Израиль.


По мнению Карена Свасьяна, в современной Германии евреев любят столь же невменяемо, как их ненавидели в эпоху национал-социализма. Немецким интеллектуалам не терпится быть больше евреями, чем сами евреи. Рудольф Штейнер считал сионистское движение врагом еврейства. Евреи должны  более внимательно приглядываться к людям, которые малюют им призраки. Сионизм является реваншем еврейства, его романтизм и опоздавшая на тысячелетия юность.


Карен Свасьян делает следующий, возможно, неожиданный для многих вывод: «Евреи, бывшие всегда в опасности, в разгар либерализма сами стали опасностью!6». Мы присутствуем при инаугурации  новой мировой религии. Как Наполеон, насаждающий французской кровью  английские идеи на континенте, судьбой и предназначением Соединенных Штатов является глобальная карикатуризация  иудейской избранности.  Американцы внушают миру, что кашлять или не кашлять,  можно было еще в истории, тогда как после неё никому не остается  уже иного выбора, как быть американцем. Конец истории провозглашается в стране, где история толком даже не начиналась. Америка стала идеальным полигоном и триумфом европейских пораженческих теорий.


*** 
С еврейской диаспорой связана деятельность сионистской организации «Сохнут» (Еврейское агентство для Израиля), сеть школ и заведений иудейского движения «Хабад-Любавич», «Всемирного союза ОРТ» (федерация автономных еврейских просветительских и благотворительных организаций),  Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт» и др.


Еврейская диаспора создала множество общественных организации, среди которых выделяются  Всемирный еврейский конгресс,  Американский  и Европейский еврейские конгрессы. На постсоветском пространстве в 2002 году по инициативе лидеров Еврейского конгресса Казахстана, Федерации еврейских организаций и общин России (Ваада России) и Ассоциации еврейских организаций и общин Украины (Ваада Украины) создан Евроазиатский еврейский конгресс.

 

Особенно велика роль в репатриацию евреев на историческую родину израильской спецслужбы  Натив, которой с 1992 по 1999 годы руководил  Яков Кедми, сыгравший важную роль в репатриации евреев из СССР/ России  в Израиль.

Израильская спецслужба Натив


Израильская спецслужба «Натив» (в переводе с иврита — «путь», «тропа») — Бюро по связям с евреями СНГ и Восточной Европы при канцелярии премьер-министра Израиля.  На эту спецслужбу, созданную в 1951 году, возлагалось ведение разведывательной деятельности и сионистской пропаганды в СССР и в других странах Восточной Европы для усиления иммиграционного потока евреев в Израиль. До начала 90-х годов одна из самых секретных спецслужб Израиля, работавшая против СССР и стран Восточной Европы, где выезд евреев в Израиль рассматривался как угроза безопасности и национальным интересам. Благодаря Натив 2 млн. евреев мигрировало в Израиль*. В спецслужбах Израиля нет воинских званий, но должность руководитель Натив приравнивается к генерал-лейтенанту. Спецслужбой Натив с 1992 по 1999 годы руководил  Яков Кедми, который сыграл важную роль в репатриации евреев из СССР/ России в Израиль.

http://dergachev.ru/Russian-encyclopaedia/09/101.html

Powered by Bullraider.com